Центр реабилитации и социальной адаптации детей
По определению Всемирной организации здравоохранения, аутизм — это сложное развивающееся расстройство мозга, которое проявляется в первые пять лет жизни. Характеризуется особенностями в области социального общения, взаимодействия и поведения. Расстройство аутического спектра (РАС) не является заболеванием в традиционном понимании, как, например, грипп или корь. Это состояние, которое определяет особенности функционирования человека на всем протяжении его жизни. Не считается психической болезнью и не является результатом воспитания, социальной среды или личного выбора.

Причины

Известно, что на возникновении РАС могут повлиять следующие факторы:
  • Генетическая предрасположенность. Ученые уверены, что наследственность играет роль в развитии РАС. Несмотря на то, что конкретные гены до сих пор не идентифицированы, присутствует общее согласие, что они являются ведущими в развитии данного расстройства.
  • Возраст родителей. Исследования показывают, что при зачатии после 45 лет есть риск развития РАС у ребенка..
  • Особенности течения беременности. Существуют данные о возможной связи между тем, как протекала беременность и возникновением РАС. К таким факторам можно отнести: преждевременные роды, использование определенных лекарственных препаратов во время беременности, а также наличие у матери гестационного диабета. Однако, стоит подчеркнуть, что ни один из этих факторов сам по себе не вызывает аутизм, но может усиливать влияние генетической предрасположенности..
  • Гендерные различия. В три раза чаще встречается у мальчиков.
    Причины
    этого явления до сих пор не ясны..

Влияние вакцинации

Существует множество недоказанных мифов о влиянии вакцинации. Научные исследования, проводимые по всему миру, опровергают эту теорию. Данные, полученные в ходе исследований показывают, что ни тиомерсал, содержащийся в некоторых вакцинах в качестве консерванта, ни адъювант алюминий, не связаны с риском развития РАС. Важно понимать, что причины многофакторны. Наиболее вероятно, что РАС развивается под влиянием сочетания генетической предрасположенности и определенных внешних факторов. Индивидуальные различия в проявлениях расстройства также подчеркивают сложность этого состояния и необходимость дальнейших исследований.

Признаки аутизма у детей

Первые симптомы проявляются в раннем детстве и, как правило, можно заметить некоторые отклонения в поведении уже в первый год жизни ребенка. Признаки расстройства по возрастам:
  • В 8 месяцев ребенок исследуют мир вокруг себя, в том числе через зрительный контакт с окружающими людьми. У детей с аутизмом может отсутствовать этот контакт, и они могут не реагировать на свое имя.
  • В год дети начинают использовать простые жесты для общения. Если ребенок не указывает на предмет или человека, это может быть признаком расстройства.
  • В 1,5 года больше интереса к играм и общению. Если ребенок отказывается от диалога или не понимает речь, это может указывать на проблемы.
  • К 2 годам появляется определенный словарный запас. Дети повторяют за взрослыми и активно участвуют в играх. Если этих навыков нет, нужно исключить РАС.
  • В некоторых случаях наблюдаются регрессивные признаки, когда ребенок внезапно теряет навыки, которыми обладал ранее. Это может проявляться в том, что ребенок вдруг перестает говорить. Возникает обычно между 15-30 месяцами, называется регрессивным или органическим и требует интенсивного вмешательства.

Другие характерные признаки

Речевые задержки, эхолалия (повторение услышанных звуков или фраз) и стереотипное поведение (например, бесконечное повторение одного и того же действия) также являются характерными признаками. Ранняя диагностика и вмешательство играют ключевую роль в лечении, поэтому если есть опасения относительно развития ребенка, важно обратиться к специалисту.

Симптомы

Аутизм — это неврологическое состояние, которое влияет на социальное взаимодействие, общение и поведение ребенка.
Симптомы
очень разные, но существует несколько общих признаков, которые часто наблюдаются.

Социальное взаимодействие и общение

Некоторые дети могут быть очень общительными и увлекающимися, в то время как другие более замкнуты. Они избегают зрительного контакта, и им сложно выражать эмоции.

Поведенческие особенности

Многие дети регулярно повторяют одни и те же движения. У них узконаправленные интересы. Необычно реагируют на определенные восприятия, например, они могут быть гиперчувствительными к свету, звуку, вкусу, текстурам или запахам.

Восприятие реальности

Дети с РАС воспринимают мир вокруг себя иначе. Из-за особенностей мозга, ощущают реальность интенсивно или фрагментарно. Например, они путают различные объекты, не откликаются на свое имя, могут резко реагировать на шум движущейся машины.

Сенсорные проблемы

Отмечается искажение тактильных ощущений. Мягкая ткань и теплая вода могут быть неприятными и даже болезненными. А колючий свитер и еловая ветка могут вызывать приятные чувства.

Симптомы
и повседневная жизнь

В обычной жизни эти симптомы влияют на поведение и комфорт. Например, процесс мытья осложняется тем, что вода кажется обжигающей, а полотенце — грубым.

Диагностика аутизма у детей

Диагностика расстройств аутистического спектра (РАС) у детей представляет особый интерес, поскольку часто эти состояния не определяются в течение долгого времени. Диагноз ставит квалифицированный специалист, основываясь на анамнезе пациента, данных результата обследований, а также анализа симптомов.

Сбор анамнеза и опрос пациента

Врач начинает сбор анамнеза с детства, изучая при этом развитие социального взаимодействия и общения, поведение и интересы пациента. Общается с близкими родственниками, которые рассказывают дополнительную информацию о том как ребенок вел себя в различных ситуациях и в разное время.

Инструментальная диагностика

Инструментальная диагностика
, включая электроэнцефалографию (ЭЭГ), магнитно-резонансную томографию (МРТ) или ультразвуковое исследование (УЗИ), применяется для исключения других медицинских проблем, которые имитируют симптомам РАС или сопутствуют им. Например, ЭЭГ выявляет эпилепсию, а МРТ и УЗИ показывают структурные изменения в головном мозгу. Консультации с психиатром, неврологом и сурдологом также могут быть полезными. Психиатр исключает у пациента шизофрению или депрессию, которые могут пересекаться с симптомами аутизма или маскировать их. Невролог смотрит есть ли неврологические проблемы, а сурдолог оценивает слух, так как это может повлиять на развитие коммуникативных навыков.

Дифференциальная диагностика

Дифференциальная диагностика
исключает или подтверждает наличие других состояний с похожими симптомами. Помогает специалистам интерпретировать симптомы, что повышает точность диагноза и эффективность лечения.

Лечение аутизма у детей

Существуют методы, которые помогают адаптировать ребенка к общественной жизни, облегчают его взаимодействие с окружающим миром. Важно понимать, что каждый малыш уникален, и поэтому подход к лечению должен учитывать особенности каждого случая.

Терапевтические направления

Специалисты проводят коррекционную работу, которая включает следующие направления:

  • Групповые занятия. Цель — формировать и развить навыки общения и социализации. Малыши общаются с другими детьми, работают в коллективе. Учатся преодолевать страхи и недоверие к окружающим.
  • Медикаментозное лечение улучшает работу мозга. Назначается в зависимости от особенностей заболевания и сопутствующих расстройств.
  • Поведенческая терапия формирует у ребенка навыки для адаптации к социуму.
  • Комплексное лечение включает сенсорную интеграцию, биоакустическую и нейропсихологическую коррекцию, АВА-терапию, метод А. Томатиса, логопедический массаж, мозжечковую стимуляцию, использование интерактивного метронома и др.
  • Суть всех этих методов заключается в том, чтобы использовать потенциал ребенка, развить его навыки и способности, чтобы улучшить его физическое и психическое состояние.

Лечение в Центре адаптивно-коррекционных технологий «КЛЕВЕР»

Возникает вопрос: к кому обращаться для получения профессиональной помощи в лечении аутизма у детей? Одним из ответов является центр адаптивно-коррекционных технологий «Клевер». У нас каждый ребенок, столкнувшийся с проблемами в развитии, получает квалифицированную поддержку и всестороннюю помощь. В «Клевере» специалисты с многолетним опытом успешной работы в различных направлениях коррекционных сфер занимаются:
  • абилитацией; 
  • реабилитацией; 
  • социальной адаптацией детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), а также с сопутствующими диагнозами и задержками в интеллектуальном и физическом развитии. 
В отличие от традиционных методов, в нашем центре использует индивидуальный подход к каждому ребенку, реализуя комплексные программы реабилитации, основанные на признанных во всем мире диагностических и коррекционных методиках.  Эти методики включают:
  • комплексную диагностику развития сенсомоторной сферы ребенка;
  • логопедический массаж;
  • сенсорную стимуляцию и интеграцию; 
  • психологическую и нейро-психологическую коррекцию;
  • мозжечковую стимуляцию и другие.

Кроме того, в «Клевере» применяют:

  • современные аппаратные технологии, такие как АПФ-стимуляция по методу А.Томатиса;
  • программа «in Time»;
  • биоакустическая коррекция;
  • интерактивный метроном и другие. 
Все эти методы становятся частью индивидуальной комплексной программы работы с каждым ребенком. Важно отметить, что работа с детьми с аутизмом не ограничивается только коррекцией отклонений. Специалисты центра помогают каждому ребенку раскрыть творческий потенциал, развить навыки самоконтроля и социального взаимодействия.

«Клевер» — это место, где каждый ребенок, несмотря на свои особенности, получает возможность для полноценной жизни, активного взаимодействия с окружающим миром и самореализации.

Наши преимущества

Нет изображения
Индивидуальный подход
в комплексном лечении детей
Нет изображения
Результаты лечения видны
уже после 1 курса
Нет изображения
Большой опыт работы с детьми
с различными отклонениями

"КЛЕВЕР"8 (343) 239-46-498 (904) 178-13-51
РоссияЕкатеринбургул. Подгорная, 10
admin@centr-klever.ru