АВА-терапия для детей
Среди немедикаментозных методов лечения аутизма особенно результативной признана АВА‑терапия (Applied Behavior Analysis, в переводе – “прикладной анализ поведения”). Интенсивная обучающая программа служит основой социализации ребенка – позволяет приобрести отсутствующие навыки, скорректировать поведение и улучшить коммуникацию.
Какие трудности испытывает ребенок с РАС
Под аутизмом понимают нарушения в психическом развитии, которые затрагивают когнитивную, эмоциональную и коммуникативную сферы. Проявления расстройств аутического спектра разнообразны – от легкой эмоциональной холодности до полного отрешения от окружающей реальности. Независимо от тяжести нарушения ребенок-аутист испытывает трудности в таких сферах:
- Коммуникационная – наблюдаются проблемы с вербальными и невербальными способами общения, распознаванием жестов, мимики, внешнего проявления эмоций. Некоторые дети не могут освоить навыки речевого общения, но при этом понимают все, о чем говорят окружающие.
- Социальная – ребенку сложно не только распознавать эмоции других людей, но и разобраться в собственной чувственной сфере. Он не понимает негласных правил общения – как обращаться к собеседнику, на какие темы можно разговаривать, а о чем нужно промолчать. В результате таких недопониманий ребенку сложно заводить друзей и поддерживать социальные контакты.
- Абстрактно-логическая – связана с социальным воображением, умением предсказывать чужие поступки и представлять в уме описываемые картины. Ребенок не понимает, какие события представляют для него угрозу, как вести себя в незнакомых ситуациях и как подстраивать свое поведение под новые обстоятельства.
Детям с аутичными расстройствами все вокруг представляется хаосом, в котором невозможно разобраться. В результате они еще сильнее замыкаются в собственном мире, где чувствуют себя более комфортно и безопасно.
АВА-терапия: чем помогают занятия
В коррекции аутичных расстройств можно добиться существенного прогресса при грамотно подобранной программе. АВА-терапия для детей основана на понимании причинно-следственных связей в поведении. Принципы коррекции просты – если действие и его результаты нравятся ребенку и вызывают положительные эмоции, он будет стремиться повторять их в дальнейшем.
Чтобы стимулировать ребенка на выполнение заданий, каждый успех подкрепляется поощрением – похвалой, игрушкой, сладостями. Неудачные попытки игнорируются либо оставляются без поощрения.
Важно! АВА-терапия позволяет освоить жизненно важные навыки и выработать правильные поведенческие модели.
Регулярные занятия с АВА-терапистом помогут:
- смягчить проявления аутичного расстройства;
- развить и закрепить бытовые навыки;
- снизить уровень нежелательного поведения;
- правильно выражать собственные эмоции;
- понимать мимику и эмоции других людей;
- овладеть навыками межличностного общения;
- развивать речевую активность;
- улучшить взаимодействия в коллективе.
Занятия направлены на развитие воображения, памяти и внимания, формирование усидчивости и работоспособности. АБА-терапия повышает качество жизни ребенка, способствует социализации и делает его успешным.
С чего начать терапию?
Коррекцию целесообразно начинать на ранних этапах – как только были обнаружены отклонения (в идеале – до достижения 3-летнего возраста). Но и для старших детей можно подобрать программы, которые позволят успешно социализироваться.
На первой встрече со специалистом родители предоставляют информацию о малыше, рассказывают о своих ожиданиях. Ключевая задача этого этапа – в комплексе оценить личность ребенка:
- общий уровень развития;
- особенности поведения;
- коммуникативные и социальные навыки;
- интеллектуальные способности;
- возможности адаптации;
- интересы и уровень мотивации.
С этой задачей специалисту помогают справиться специально разработанные серии тестов. После комплексной диагностики составляется список целей, которых необходимо добиться в процессе коррекции. Каждая цель подразумевает проработку определенных навыков – например, умение вести себя в коллективе, развитие самостоятельности, тренировка внимания и т. п.
Важно! Специалист в области АВА-терапии уделяет особое внимание поиску мотивации и интересов ребенка. Занятия должны быть увлекательными и комфортными для ребенка – только так можно добиться успеха.
Формы проведения занятий
Программа обучения в любом из форматов ABA-терапии при аутизме составляется индивидуально. Задачи подбираются в соответствии с потребностями, выявленными на первом этапе.
Распространенные формы обучения:
- Отдельные блоки. Поведенческий навык разбивается на составные части, и каждая из них прорабатывается отдельно путем многократных повторений. Специалист дает инструкцию, показывает, как нужно выполнить задание, а затем помогает ученику совершить нужные действия. При возникновении трудностей с самостоятельным выполнением задач даются подсказки.
- Цепочка. Формат используется для обучения сложным умениям, которые состоят из нескольких последовательных действий. Цепочка складывается из отдельных шагов, а их поэтапное выполнение будет приближать ребенка к результату. Примеры таких заданий – мытье рук, одевание, обувание, сбор портфеля.
- Смешанные блоки. Смысл подхода заключается в том, чтобы чередовать уже освоенные навыки с новыми. Ребенка просят повторить изученные задания, а затем дают новые, связанные с прошлым материалом. Обучение рекомендуется проводить интенсивно.
- Естественная среда. Занятия проходят в привычных для ребенка условиях. В привычной, знакомой обстановке удается успешно развивать инициативность малыша и навыки общения, которые можно использовать в дальнейшем.
АБА-терапия для детей включает и другие форматы обучения – тренинги, системы подсказок, полосы препятствий, сенсорная стимуляция. Отвлечь малыша от стереотипных движений помогают активные игры, физкультура и танцы.
Аутичным детям, освоившим нормы родного языка, рекомендуются занятия иностранными языками. Практика показывает, что осваивать такой тип задач им удается успешно за счет большого количества алгоритмов и схем.
Важно! Снять излишнее мышечное напряжение позволяют занятия с элементами рисования, лепки, использованием кинетического песка, зерна, воды.
Для закрепления приобретенных умений и переноса их в естественную для ребенка среду важна поддержка родителей. Взрослые должны активно включаться в коррекционную работу, тесно взаимодействовать с лечащим врачом и педагогами.
Также в программе коррекции принимают участие логопеды, нейропсихологи, дефектологи, инструкторы физической культуры. В команде с тренерами удается эффективнее развивать речь – сферу, которая считается самой проблемной при аутичных расстройствах.
Плюсы и минусы методики
Applied Behavior Analysis – прикладной анализ поведения (АВА-терапия) – имеет четкое научное обоснование. Методика основана на изучении поведенческих закономерностей, которые одинаковы для всех – в том числе для детей с аутизмом. Благодаря полученным знаниям, специалисты имеют возможность влиять на поведение ребенка и корректировать его для успешной социализации.
В чем еще заключаются преимущества методики:
- Обучение происходит на индивидуальной основе – прорабатываются те сферы, которые вызывают наибольшие затруднения.
- Учитываются особенности и степень нарушений, наличие сопутствующих патологий и осложнений.
- Способствует выработке самостоятельного поведения и навыков самообслуживания.
- Позволяет одновременно провести коррекцию нескольких сфер – эмоциональной, поведенческой, речевой, интеллектуальной.
- Благодаря подключению к работе родителей приобретенные умения успешно переносятся в привычную для ребенка среду.
- Занятия со специалистом служат хорошим базисом для подготовки детей к школе.
- При регулярных занятиях методика отличается высокой эффективностью. Уже в процессе обучения можно оценить промежуточные результаты и скорректировать программу.
От АВА-терапии, также как и от других методов коррекционного воздействия, не стоит ждать моментальных результатов. Необходимо настраиваться на продолжительную упорную работу, особенно со стороны взрослых. Успех во многом зависит от правильно составленной программы и компетентности специалистов.
Сколько длится обучение?
Метод АВА-терапия для детей с РАС принесет плоды только в том случае, если заниматься в рекомендованном специалистами режиме. Интенсивность и частота занятий зависит от поставленной перед специалистами задачи, от запроса родителей.
Сколько будет длиться терапия в каждом конкретном случае, заранее спрогнозировать сложно. Продолжительность курса может измениться в ту или иную сторону в зависимости от поставленных задач, способностей ребенка, зрелости нервной системы.
Родителям особенных детей следует помнить, что будущее их детей зависит не столько от тяжести нарушения, сколько от ранней диагностики, своевременной грамотной работы специалистов и, конечно, от терпения и веры в своего ребенка!
Стоимость услуг
Услуги входящие в методику | Время | Цена |
---|---|---|
АВА-терапия. Тестирование. Блок 10 занятий | 45 мин | 14000 руб. |
АВА-терапия. Составление программы | До 10 раб.дней | 7000 руб. |
АВА-терапия. | 45 мин | 1200 руб. |
АВА-терапия. Корректировка программы (по результатам) | До 5 раб.дней | 5000 руб. |
Первичная консультация (родитель) | 60 мин | 2000 руб. |
Повторная консультация (по программе) | 50 мин | 1800 руб. |
Наши преимущества
в комплексном лечении детей
уже после 1 курса
с различными отклонениями