Центр реабилитации и социальной адаптации детей
Автор статьи
Маковейчик Анна Анатольевна
Маковейчик Анна Анатольевна
дефектолог/логопед,
специалист по сенсомоторному развитию
сертифицированный Томатис-терапевт
сертифицированный практик по коррекционной программе «IM» (Интерактивный Метроном).

Термином «дизартрия» обозначают стойкое и тяжелое нарушение артикуляции, при котором речь становится нечленораздельной.

Диагностика
и лечение дизартрии у детей проводится в центре реабилитации и социальной адаптации «Клевер». Наши специалисты используют новейшие методики, благодаря чему человек вскоре начинает совершенно нормально говорить.

Этиология

Развитие данной аномалии в большинстве случаев обусловлено поражением центральной нервной системы. Проблема также может появиться после тяжелых заболеваний, влияющих на голосовые связки и мимические мышцы.

Уже в начальной школе появляются трудности с письмом и чтением, поэтому коррекцию расстройства нужно провести в раннем возрасте.

Возможные причины:

  • наследственные (генетически обусловленные) патологии;
  • гематомы в полости черепа;
  • интоксикации;
  • антенатальная гипоксия;
  • недоношенность;
  • желтуха новорожденных;
  • нейроинфекции (менингоэнцефалит);
  • несовместимость матери и плода по группе крови;
  • резус-конфликт;
  • токсикозы у матери;
  • тяжелые роды.

К факторам, способным спровоцировать патологию, относятся закрытые черепно-мозговые травмы и заболевания сердечно-сосудистой системы (в частности, атеросклероз сосудов).

Обратите внимание: Частая причиной дизартрии у взрослых — нейродегенеративные изменения. Патология развивается при болезни Альцгеймера и болезни Хантингтона, а также после перенесенного инсульта (ишемического или геморрагического) и транзиторной ишемии.

Расстройство может появиться параллельно с моторной алалией, задержкой речевого развития и заиканием.

Симптоматика

При поражении различных участков ЦНС у детей могут выявляться трудности с формированием звуков или отсутствие логики и последовательности рассказа.

Наши врачи и специалисты-логопеды составляют индивидуальную программу лечения дизартрии с учетом тяжести нарушения и специфики речи человека.

Важно:

первые признаки затрудненного произношения звуков дают о себе знать еще во младенчестве. Крик малыша прерывистый и слабый. Он вяло сосет молоко и часто срыгивает.

Клинические признаки:

  • напряженность или спазм мускулатуры лицевой и шейной области;
  • неплотное смыкание губ с выпадением языка;
  • ограниченность движения мимической мускулатуры;
  • сниженный тонус мышц языка;
  • неподвижность мягкого неба;
  • носовой оттенок голоса (гнусавость);
  • полуоткрытый рот;
  • гиперсаливация (слюнотечение).

При этой патологии страдает произношение практически всех звуков. В тяжелых ситуациях может диагностироваться анартрия (немота). Это осложнение обусловлено полным параличом речевой мускулатуры.

Лечение
дизартрии у детей
Получить консультацию

Классификация

По локализации очага выделяют псевдобульбарную, корковую, подкорковую, бульбарную и мозжечковую дизартрию.

По степени выраженности клинической картины различают следующие виды патологии:

  • анартрия;
  • средняя степень;
  • стертая разновидность.

При бульбарном типе нарушается дыхание, а речь становится невнятной. Больному трудно зажмуриваться и двигать бровями. Если симптоматика прогрессирует, больному становится тяжело глотать. Люди с этой дисфункцией отмечают у себя периодическую цефалгию, тошноту, чувство усталости и общее недомогание.

У малыша с псевдобульбарной формой речь замедлена и обрывиста. Патология в данном обусловлена гипертонусом языка и невозможность сжать губы. Если такая проблема появилась у новорожденного, ему будет сложно сосать молоко.

Основной признак экстрапирамидного типа аномалии — постоянная смена темпа при разговоре, повтор отдельных слов и предложений и ухудшение психоэмоционального состояния (депрессия). Подкорковая форма проявляется изменение скорости речи и повтором одних и тех же фраз, слов, слогов. Рот больного всегда приоткрыт.

Для корковой разновидности характерны медленное проговаривание фраз, гнусавый голос и трудности с произношением согласных звуков. Подавленное психоэмоциональное состояние у взрослых часто ведет к депрессии, а у детей — к снижению памяти и обучаемости.

Мозжечковый тип характеризуется отсутствием ритма речи и ударений в словах. Пациент испытывает трудности с пережевыванием твердой пищи. У него страдает координация движений и появляется гипергидроз (повышенная потливость).

При анартрии ребенок не может произносить даже отдельные звуки и с трудом овладевают навыками самообслуживания. При заболевании средней степени тяжести голос больного тихий, а слова невнятные. При стертой форме отмечаются лишь минимальные изменения артикуляции.

Диагностика

Обследование пациента, у которого предполагается дизартрия, проводится врачом-неврологом и педагогом-логопедом. Цель невролога — определить расположение проблемного участка в ЦНС. Задача логопеда — разработка индивидуальной программы коррекции.

Специалист определяет такие речевые показатели, как произносительная речь и произношение отдельных звуков.

К неречевым параметрам относятся:
  • тип дыхания (ротовой или носовой);
  • амплитуда движений в височно-нижнечелюстном суставе;
  • степень развития голосовых связок и мимических мышц.

В ходе осмотра невролог определяет выраженность рефлексов. Для постановки и верификации диагноза необходимо ультразвуковое сканирование мозга (нейросонография). УЗ-исследование позволяет выявить патологические очаги и их расположение. Дополнительно проводятся электроэнцефалография, реоэнцефалография и магнитно-резонансная томография.

Лечение

Методы лечения зависят от степени выраженности расстройства, локализации очага и этиологических факторов. В первую очередь устраняют причины ухудшения артикуляции.

Лечение
всегда ведут в двух направлениях — неврологическом и логопедическом.

Невролог выявляет патологию, ставшую причиной затрудненного произношения звуков. В зависимости от этиологии и патогенеза могут назначаться витаминные комплексы, ноотропные средства и сосудистые препараты.

Важно: практически при всех неврологических заболеваниях пациенту показаны витамины В6 (пиридоксин) и В12 (цианокобаламин).

Если при аппаратном исследовании было выявлено новообразование, то пациента направляют в нейрохирургическое отделения для удаления опухоли.

Наиболее эффективные методики:

  1. нормализация тонуса мышц речевого аппарата посредством логопедического массажа;
  2. дыхательная и речевая гимнастика;
  3. тренировка контроля вдоха и выдоха;
  4. расширение словарного запаса.

Детям со стертой формой необходимо выполнять упражнения для тренировки пальцев (мелкой моторики рук).

В занятиях по коррекции речи должны участвовать не только врач-невролог и логопед, но и родители маленького пациента. Только регулярные тренировки помогут быстро привести речевые навыки в норму.

Параллельно рекомендуются физиотерапевтические процедуры — лечебная физкультура, расслабляющие ванны и воздействие на биологически активные точки посредством иглоукалывания или пальцевого массажа.

При речевых нарушениях может понадобиться помощь опытного психотерапевта. Ускорить процесс выздоровления помогают ароматерапия, арт-терапия и цветотерапия.

Детям в возрасте от двух до четырех лет рекомендованы логоритмические по методике Железновой. Для коррекции дизартрии у детей от пяти лет и старше необходима помощь специалиста-дефектолога.

Осложнения

На фоне дизартрии часто отмечается задержка умственного и психического развития. Проблемы с обучением в школе и общением со сверстниками приводит к замкнутости и появлению комплекса неполноценности.

На фоне нарушений артикуляции появляются проблемы с запоминанием информации и концентрации внимания. Параллельно нередко развиваются дислексия и дисграфия, т. е. сложности с распознаванием слов и трудности с письмом.

Прогноз и профилактика

Справиться с речевым нарушением помогут только регулярные занятия. Нельзя с уверенностью сказать, сколько времени нужно для полного выздоровления. Врач может дать примерный прогноз только после всестороннего исследования подопечного.

К профилактическим мерам относятся отказ от вредных привычек, снижение риска черепно-мозговых травм. Нельзя пренебрегать правилами безопасности на вредном производстве. Кроме того, по возможности нужно избегать стрессовых ситуаций.

Для профилактики нужно регулярно проводить с ребенком логоритмические занятия и выполнять упражнения для тренировки моторики пальцев. Рекомендуется своевременно посещать невролога и логопеда. Чем раньше выявлена патология, тем короче будет курс лечения.

Своевременно диагностированное расстройств довольно хорошо поддается лечению. Составив программу коррекции, логопед регулярно проводит занятия с малышом, целью которых являются тренировка правильного дыхания и постановка речи.

Комплексная терапия нужна ребенку, чтобы он не испытывал эмоционального дискомфорта и не отставал в развитии от сверстников.


Часто задаваемые вопросы
Может ли дизартрия сама исчезнуть с возрастом?
Нет. Состояние ребенка не улучшится без помощи невролога и логопеда.
Чем опасно это нарушение?
Дизартрия грозит полной утратой речевых навыков, что сопровождается задержкой в развитии.
Какова продолжительность терапевтического курса?
Активное лечение может продолжаться от 1 года до 3 лет.

Наши преимущества

Нет изображения
Индивидуальный подход
в комплексном лечении детей
Нет изображения
Результаты лечения видны
уже после 1 курса
Нет изображения
Большой опыт работы с детьми
с различными отклонениями

"КЛЕВЕР"8 (343) 239-46-498 (904) 178-13-51
РоссияЕкатеринбургул. Подгорная, 10
admin@centr-klever.ru