Лечение дизартрии у детей
Термином «дизартрия» обозначают стойкое и тяжелое нарушение артикуляции, при котором речь становится нечленораздельной.
Этиология
Развитие данной аномалии в большинстве случаев обусловлено поражением центральной нервной системы. Проблема также может появиться после тяжелых заболеваний, влияющих на голосовые связки и мимические мышцы.
Уже в начальной школе появляются трудности с письмом и чтением, поэтому коррекцию расстройства нужно провести в раннем возрасте.
Возможные причины:
- наследственные (генетически обусловленные) патологии;
- гематомы в полости черепа;
- интоксикации;
- антенатальная гипоксия;
- недоношенность;
- желтуха новорожденных;
- нейроинфекции (менингоэнцефалит);
- несовместимость матери и плода по группе крови;
- резус-конфликт;
- токсикозы у матери;
- тяжелые роды.
К факторам, способным спровоцировать патологию, относятся закрытые черепно-мозговые травмы и заболевания сердечно-сосудистой системы (в частности, атеросклероз сосудов).
Обратите внимание: Частая причиной дизартрии у взрослых — нейродегенеративные изменения. Патология развивается при болезни Альцгеймера и болезни Хантингтона, а также после перенесенного инсульта (ишемического или геморрагического) и транзиторной ишемии.
Расстройство может появиться параллельно с моторной алалией, задержкой речевого развития и заиканием.
Симптоматика
При поражении различных участков ЦНС у детей могут выявляться трудности с формированием звуков или отсутствие логики и последовательности рассказа.
Наши врачи и специалисты-логопеды составляют индивидуальную программу лечения дизартрии с учетом тяжести нарушения и специфики речи человека.
Важно:
первые признаки затрудненного произношения звуков дают о себе знать еще во младенчестве. Крик малыша прерывистый и слабый. Он вяло сосет молоко и часто срыгивает.
Клинические признаки:
- напряженность или спазм мускулатуры лицевой и шейной области;
- неплотное смыкание губ с выпадением языка;
- ограниченность движения мимической мускулатуры;
- сниженный тонус мышц языка;
- неподвижность мягкого неба;
- носовой оттенок голоса (гнусавость);
- полуоткрытый рот;
- гиперсаливация (слюнотечение).
При этой патологии страдает произношение практически всех звуков. В тяжелых ситуациях может диагностироваться анартрия (немота). Это осложнение обусловлено полным параличом речевой мускулатуры.
Классификация
По локализации очага выделяют псевдобульбарную, корковую, подкорковую, бульбарную и мозжечковую дизартрию.
По степени выраженности клинической картины различают следующие виды патологии:
- анартрия;
- средняя степень;
- стертая разновидность.
При бульбарном типе нарушается дыхание, а речь становится невнятной. Больному трудно зажмуриваться и двигать бровями. Если симптоматика прогрессирует, больному становится тяжело глотать. Люди с этой дисфункцией отмечают у себя периодическую цефалгию, тошноту, чувство усталости и общее недомогание.
У малыша с псевдобульбарной формой речь замедлена и обрывиста. Патология в данном обусловлена гипертонусом языка и невозможность сжать губы. Если такая проблема появилась у новорожденного, ему будет сложно сосать молоко.
Основной признак экстрапирамидного типа аномалии — постоянная смена темпа при разговоре, повтор отдельных слов и предложений и ухудшение психоэмоционального состояния (депрессия). Подкорковая форма проявляется изменение скорости речи и повтором одних и тех же фраз, слов, слогов. Рот больного всегда приоткрыт.
Для корковой разновидности характерны медленное проговаривание фраз, гнусавый голос и трудности с произношением согласных звуков. Подавленное психоэмоциональное состояние у взрослых часто ведет к депрессии, а у детей — к снижению памяти и обучаемости.
Мозжечковый тип характеризуется отсутствием ритма речи и ударений в словах. Пациент испытывает трудности с пережевыванием твердой пищи. У него страдает координация движений и появляется гипергидроз (повышенная потливость).
При анартрии ребенок не может произносить даже отдельные звуки и с трудом овладевают навыками самообслуживания. При заболевании средней степени тяжести голос больного тихий, а слова невнятные. При стертой форме отмечаются лишь минимальные изменения артикуляции.
Диагностика
Обследование пациента, у которого предполагается дизартрия, проводится врачом-неврологом и педагогом-логопедом. Цель невролога — определить расположение проблемного участка в ЦНС. Задача логопеда — разработка индивидуальной программы коррекции.
Специалист определяет такие речевые показатели, как произносительная речь и произношение отдельных звуков.
К неречевым параметрам относятся:- тип дыхания (ротовой или носовой);
- амплитуда движений в височно-нижнечелюстном суставе;
- степень развития голосовых связок и мимических мышц.
В ходе осмотра невролог определяет выраженность рефлексов. Для постановки и верификации диагноза необходимо ультразвуковое сканирование мозга (нейросонография). УЗ-исследование позволяет выявить патологические очаги и их расположение. Дополнительно проводятся электроэнцефалография, реоэнцефалография и магнитно-резонансная томография.
Лечение
Методы лечения зависят от степени выраженности расстройства, локализации очага и этиологических факторов. В первую очередь устраняют причины ухудшения артикуляции.
Невролог выявляет патологию, ставшую причиной затрудненного произношения звуков. В зависимости от этиологии и патогенеза могут назначаться витаминные комплексы, ноотропные средства и сосудистые препараты.
Важно: практически при всех неврологических заболеваниях пациенту показаны витамины В6 (пиридоксин) и В12 (цианокобаламин).
Если при аппаратном исследовании было выявлено новообразование, то пациента направляют в нейрохирургическое отделения для удаления опухоли.
Наиболее эффективные методики:
- нормализация тонуса мышц речевого аппарата посредством логопедического массажа;
- дыхательная и речевая гимнастика;
- тренировка контроля вдоха и выдоха;
- расширение словарного запаса.
Детям со стертой формой необходимо выполнять упражнения для тренировки пальцев (мелкой моторики рук).
В занятиях по коррекции речи должны участвовать не только врач-невролог и логопед, но и родители маленького пациента. Только регулярные тренировки помогут быстро привести речевые навыки в норму.
Параллельно рекомендуются физиотерапевтические процедуры — лечебная физкультура, расслабляющие ванны и воздействие на биологически активные точки посредством иглоукалывания или пальцевого массажа.
При речевых нарушениях может понадобиться помощь опытного психотерапевта. Ускорить процесс выздоровления помогают ароматерапия, арт-терапия и цветотерапия.
Детям в возрасте от двух до четырех лет рекомендованы логоритмические по методике Железновой. Для коррекции дизартрии у детей от пяти лет и старше необходима помощь специалиста-дефектолога.
Осложнения
На фоне дизартрии часто отмечается задержка умственного и психического развития. Проблемы с обучением в школе и общением со сверстниками приводит к замкнутости и появлению комплекса неполноценности.
На фоне нарушений артикуляции появляются проблемы с запоминанием информации и концентрации внимания. Параллельно нередко развиваются дислексия и дисграфия, т. е. сложности с распознаванием слов и трудности с письмом.
Прогноз и профилактика
Справиться с речевым нарушением помогут только регулярные занятия. Нельзя с уверенностью сказать, сколько времени нужно для полного выздоровления. Врач может дать примерный прогноз только после всестороннего исследования подопечного.
К профилактическим мерам относятся отказ от вредных привычек, снижение риска черепно-мозговых травм. Нельзя пренебрегать правилами безопасности на вредном производстве. Кроме того, по возможности нужно избегать стрессовых ситуаций.
Для профилактики нужно регулярно проводить с ребенком логоритмические занятия и выполнять упражнения для тренировки моторики пальцев. Рекомендуется своевременно посещать невролога и логопеда. Чем раньше выявлена патология, тем короче будет курс лечения.
Своевременно диагностированное расстройств довольно хорошо поддается лечению. Составив программу коррекции, логопед регулярно проводит занятия с малышом, целью которых являются тренировка правильного дыхания и постановка речи.
Комплексная терапия нужна ребенку, чтобы он не испытывал эмоционального дискомфорта и не отставал в развитии от сверстников.
Наши преимущества
в комплексном лечении детей
уже после 1 курса
с различными отклонениями