Сенсорная интеграция
Сенсорная интеграция - это способность человека использовать собственные ощущения для формирования правильного поведения, двигательной активности и успешного обучения. В ходе этого бессознательного процесса головной мозг получает комплексную информацию от органов чувств и анализирует ее для применения в реальной жизни. Сенсорной интеграцией в нейропсихологии и дефектологии также называют коррекционные программы, нацеленные на развитие сенсомоторных функций у детей с нарушениями в чувственной сфере.
Кабинет сенсорной интеграции
При нарушениях чувственного анализа центральная нервная система неправильно анализирует поступающую извне информацию. Это ухудшает способность к обучению, препятствует формированию связной речи, вызывает проблемы с координацией движений, не позволяет адекватно реагировать на внешние раздражители и формировать адекватные эмоции.
- Неловкость в движениях
- Потеря чувства равновесия
- Боязнь резких звуков
- Неумение играть с игрушками
- Отказ от творчества (лепки, рисования, конструирования)
- Повышенная чувствительность к пище
- Непереносимость резких запахов
- Растерянность в общественных местах
Дисфункции в работе сенсорных систем зачастую носят комплексный характер. Одновременно могут наблюдаться проблемы с обонянием, осязанием, зрением, слухом, работой вестибулярного аппарата.
Обучающий кабинет обустроен так, чтобы малыш получал разнообразные стимулы для всех органов чувств и учился правильно их интерпретировать. При организации уникального “чувственного” пространства используется широкий спектр предметов, которые могут послужить внешними стимулами:
- Яркие предметы
- Веревочные лестницы
- Декоративные светильники
- Тактильные панели
- Игрушки-антистресс
- Утяжеленные пледы
- Скалодромы
- Мячи разных размеров
- Пузырчатая пленка
- Батуты и тоннели
- Звуки и музыка
- Лотки с песком
- Дорожки для ходьбы
Оборудование комнаты сенсорной интеграции всегда гибкое и адаптивное. Это позволяет специалисту манипулировать с пространством и использовать отдельные объекты в индивидуальных программах. К примеру, если малыш испытывает трудности с осязанием, специалист включает в программы игры с разными на ощупь предметами.
Специалисты заботятся о том, чтобы обучающее пространство было не только познавательным, но и безопасным для детей. Исключены острые углы в мебели, опасные ступени, предметы, которыми можно пораниться.
Программа занятий
Задачи любой программы по сенсорной интеграции заключаются в том, чтобы помочь ребенку правильно воспринимать внешние раздражители, адекватно реагировать на них, обеспечивая полноценную связь с внешней средой. Занятия по сенсорной интеграции проводятся в игровой форме.
Как работают обучающие программы
С раннего возраста дети познают окружающий мир через органы чувств. Ежедневно они воспринимают тысячи разнообразных сигналов, которые должны складываться в целостную картину мира и помогать в целенаправленной деятельности. От способности нервной системы успешно интегрировать все поступающие стимулы напрямую зависит успешность любой деятельности.
Малышам с нарушенным восприятием нелегко освоиться в окружающем мире. Они не понимают, как использовать такой массив информации, для чего нужен каждый из стимулов, насколько он опасен и как на него реагировать. Дети с подобными расстройствами имеют моноканальный характер восприятия. Из множества сигналов они выделяют эмоционально значимые для себя раздражители, а все остальные воспринимают как раздробленный хаос.
Задача специалиста по сенсорной интеграции - научить малыша связывать воедино разрозненную информацию для успешной адаптации к окружающей среде. Правильно подобранные упражнения способствуют созданию прочных связей между головным мозгом и ответной реакцией (движение, поведение, эмоциональный отклик). Каждая реакция подкрепляется повторным опытом, что позволяет зафиксировать адекватное поведение.
В программах используются упражнения, направленные на все виды восприятия:
- тактильное;
- зрительное;
- слуховое;
- вестибулярное;
- проприоцептивное (связано с глубоким мышечно-суставным чувством).
Но в первую очередь прорабатываются те сферы, которые даются малышу сложнее остальных. При этом тренер никогда не применяет тактику принуждения, а увлекает ребенка, побуждая его совершать действия, которые принесут ему пользу.
Нарушение сенсорной интеграции у детей
О проблемах с обработкой сенсорной информации у ребенка можно судить по ряду симптомов:
- повышенная или пониженная чувствительность к внешним стимулам (звуки, запахи, прикосновения, движения);
- эмоциональная холодность;
- расстройства сна;
- задержка речевого развития;
- нарушения координации движений;
- слишком высокий или низкий уровень физической активности;
- трудности с переключением между видами деятельности;
- своеобразные игры;
- трудности в обучении и овладении навыками;
- снижение концентрации внимания;
- дезориентация в пространстве;
- неадекватная реакция на сильные раздражители (громкие звуки, яркий свет);
- ритуалы в поведении.
Как правило, все уровни сенсорной интеграции должны быть развиты уже к начальной школе. Но родителям рекомендуется обращать внимание на тревожные признаки в раннем возрасте. Чем раньше удастся диагностировать нарушение, тем успешнее будет коррекция. Кроме того, ранняя диагностика поможет предупредить сопутствующие нарушения – проблемы эмоционального плана, социального взаимодействия, самоконтроля.
Сенсорная интеграция при аутизме: как она может помочь детям с аутизмом?
Программа сенсорной интеграции при аутизме представляет собой системный комплексный подход к работе с детьми, страдающими этим неврологическим расстройством. Основным принципом программы выступает тезис, что у детей с аутизмом есть проблемы с обработкой сенсорной информации, то есть они испытывают трудности в распознавании, фильтрации и регуляции входящих сенсорных сигналов.
В результате этого дети могут испытывать физический дискомфорт, быть чрезмерно чувствительными к определенным стимулам или, наоборот, не реагировать на них вообще. Программа сенсорной интеграции при аутизме направлена на то, чтобы помочь детям лучше обрабатывать и использовать сенсорную информацию, что в свою очередь может положительно сказывается на их поведении, обучении и социальной адаптации.
Она включает в себя различные методы и техники, направленные на стимуляцию различных сенсорных систем у детей, таких как тактильная, вестибулярная и проприоцептивная.
Как проходит сенсорная интеграция?
Одним из основных элементов программы сенсорной интеграции при аутизме является использование специально разработанных сенсорных комнат, предназначенных для проведения сенсорных игр и упражнений.
В этих комнатах дети могут с помощью специальных материалов и оборудования получать разнообразные сенсорные впечатления, что напрямую способствует развитию и стимуляции их систем восприятия.
Какие методики применяются в рамках программы сенсорной интеграции?
В рамках программы сенсорной интеграции при аутизме следующие методики:
- Двигательная терапия (работа на тренажёрах,балансировочных платформах и досках, лфк);
- Речевые практики;
- Сенсорная диета;
- Массаж.
Все это направлено на то, чтобы помочь детям лучше справляться с сенсорной перегрузкой, улучшить их координацию движений и вестибулярные навыки, а также повысить порог их чувствительности к внешним стимулам. Только квалифицированный специалист сможет правильно оценить потребности ребенка и разработать индивидуальную программу сенсорной интеграции, соответствующую его потребностям и особенностям.
Результаты занятий
Улучшается концентрация внимания, повышается способность к обучению, развивается мелкая моторика. С каждым новым занятием, которое побуждает головной мозг правильно реагировать на внешние раздражители, изменения становятся более заметными.
Какого эффекта ожидать от регулярных занятий по сенсорной интеграции:
- уменьшения мышечного и эмоционального напряжения;
- налаживания эффективного контакта между ребенком и родителями;
- нормализации сна;
- развития ослабленных функций восприятия (зрения, слуха, обоняния, осязания, равновесия);
- стимуляции познавательной активности и полезной игровой деятельности;
- улучшения двигательных навыков;
- создания благоприятного эмоционального фона;
- искоренения страхов.
Сенсорная интеграция и адаптивная физкультура
Услуги входящие в методику | Время | Цена |
Сенсорно-интегративное занятие (один специалист) | до 50 мин | 1800 руб. |
Сенсорно-интегративное занятие (один специалист) | до 50 мин. | 1400 руб. |
Минимальный блок от 8 занятий в месяц *** | ||
Сенсорно-интегративное занятие (два специалиста) | до 50 мин | 2200 руб. |
Сенсорно-интегративное занятие (два специалиста) | до 50 мин | 1900 руб. |
Функциональная тренировка | 30 мин | 900 руб. |
Комплексное обследование сенсомоторного развития ребенка | до 90 мин | 3000 руб. |
Минимальный блок от 8 занятий в месяц *** |
Наши преимущества
в комплексном лечении детей
уже после 1 курса
с различными отклонениями