Сенсорная интеграция
Сенсорная интеграция - это способность человека использовать собственные ощущения для формирования правильного поведения, двигательной активности и успешного обучения. В ходе этого бессознательного процесса головной мозг получает комплексную информацию от органов чувств и анализирует ее для применения в реальной жизни. Сенсорной интеграцией в нейропсихологии и дефектологии также называют коррекционные программы, нацеленные на развитие сенсомоторных функций у детей с нарушениями в чувственной сфере.
Кабинет сенсорной интеграции
При нарушениях чувственного анализа центральная нервная система неправильно анализирует поступающую извне информацию. Это ухудшает способность к обучению, препятствует формированию связной речи, вызывает проблемы с координацией движений, не позволяет адекватно реагировать на внешние раздражители и формировать адекватные эмоции.
- неловкость в движениях
- потеря чувства равновесия
- боязнь резких звуков
- неумение играть с игрушками
- отказ от творчества (лепки, рисования, конструирования)
- повышенная чувствительность к пище
- непереносимость резких запахов
- растерянность в общественных местах
Дисфункции в работе сенсорных систем зачастую носят комплексный характер. Одновременно могут наблюдаться проблемы с обонянием, осязанием, зрением, слухом, работой вестибулярного аппарата.
Обучающий кабинет обустроен так, чтобы малыш получал разнообразные стимулы для всех органов чувств и учился правильно их интерпретировать. При организации уникального “чувственного” пространства используется широкий спектр предметов, которые могут послужить внешними стимулами:
- яркие предметы;
- веревочные лестницы;
- декоративные светильники;
- тактильные панели;
- игрушки-антистресс;
- утяжеленные пледы;
- скалодромы;
- мячи разных размеров;
- пузырчатая пленка;
- батуты и тоннели;
- звуки и музыка;
- лотки с песком;
- дорожки для ходьбы и пр.
Оборудование комнаты сенсорной интеграции всегда гибкое и адаптивное. Это позволяет специалисту манипулировать с пространством и использовать отдельные объекты в индивидуальных программах. К примеру, если малыш испытывает трудности с осязанием, специалист включает в программы игры с разными на ощупь предметами.
Специалисты заботятся о том, чтобы обучающее пространство было не только познавательным, но и безопасным для детей. Исключены острые углы в мебели, опасные ступени, предметы, которыми можно пораниться.
Программа занятий
Задачи любой программы по сенсорной интеграции заключаются в том, чтобы помочь ребенку правильно воспринимать внешние раздражители, адекватно реагировать на них, обеспечивая полноценную связь с внешней средой. Занятия по сенсорной интеграции проводятся в игровой форме.
Как работают обучающие программы
С раннего возраста дети познают окружающий мир через органы чувств. Ежедневно они воспринимают тысячи разнообразных сигналов, которые должны складываться в целостную картину мира и помогать в целенаправленной деятельности. От способности нервной системы успешно интегрировать все поступающие стимулы напрямую зависит успешность любой деятельности.
Малышам с нарушенным восприятием нелегко освоиться в окружающем мире. Они не понимают, как использовать такой массив информации, для чего нужен каждый из стимулов, насколько он опасен и как на него реагировать. Дети с подобными расстройствами имеют моноканальный характер восприятия. Из множества сигналов они выделяют эмоционально значимые для себя раздражители, а все остальные воспринимают как раздробленный хаос.
Задача специалиста по сенсорной интеграции - научить малыша связывать воедино разрозненную информацию для успешной адаптации к окружающей среде. Правильно подобранные упражнения способствуют созданию прочных связей между головным мозгом и ответной реакцией (движение, поведение, эмоциональный отклик). Каждая реакция подкрепляется повторным опытом, что позволяет зафиксировать адекватное поведение.
В программах используются упражнения, направленные на все виды восприятия:
- тактильное;
- зрительное;
- слуховое;
- вестибулярное;
- проприоцептивное (связано с глубоким мышечно-суставным чувством).
Но в первую очередь прорабатываются те сферы, которые даются малышу сложнее остальных. При этом тренер никогда не применяет тактику принуждения, а увлекает ребенка, побуждая его совершать действия, которые принесут ему пользу.
Нарушение сенсорной интеграции у детей
О проблемах с обработкой сенсорной информации у ребенка можно судить по ряду симптомов:
- повышенная или пониженная чувствительность к внешним стимулам (звуки, запахи, прикосновения, движения);
- эмоциональная холодность;
- расстройства сна;
- задержка речевого развития;
- нарушения координации движений;
- слишком высокий или низкий уровень физической активности;
- трудности с переключением между видами деятельности;
- своеобразные игры;
- трудности в обучении и овладении навыками;
- снижение концентрации внимания;
- дезориентация в пространстве;
- неадекватная реакция на сильные раздражители (громкие звуки, яркий свет);
- ритуалы в поведении.
Как правило, все уровни сенсорной интеграции должны быть развиты уже к начальной школе. Но родителям рекомендуется обращать внимание на тревожные признаки в раннем возрасте. Чем раньше удастся диагностировать нарушение, тем успешнее будет коррекция. Кроме того, ранняя диагностика поможет предупредить сопутствующие нарушения – проблемы эмоционального плана, социального взаимодействия, самоконтроля.
Сенсорная интеграция при аутизме
Нарушения аутического спектра характеризуются асинхронным развитием психики, что негативно сказывается на сенсорном восприятии и провоцирует отрыв от реальности. Специально подобранные упражнения стимулируют и координируют работу органов чувств. Реабилитационный план для аутичного ребенка разрабатывается индивидуально. Он учитывает уровень развития сенсомоторных функций, особенности эмоциональной сферы и чувственного восприятия.
Занятия проводятся в игровой форме в условиях специально организованного кабинета. Вместе с педагогом малыш выполняет определенные упражнения, а положительная реакция на них закрепляется путем повторений. Приобретенные в сенсорной комнате навыки переносятся в окружающую реальность и способствуют успешной адаптации ребенка в окружающей среде. Каждое занятие длится около 50 минут.
Результаты занятий
Улучшается концентрация внимания, повышается способность к обучению, развивается мелкая моторика. С каждым новым занятием, которое побуждает головной мозг правильно реагировать на внешние раздражители, изменения становятся более заметными.
Какого эффекта ожидать от регулярных занятий по сенсорной интеграции:
- уменьшения мышечного и эмоционального напряжения;
- налаживания эффективного контакта между ребенком и родителями;
- нормализации сна;
- развития ослабленных функций восприятия (зрения, слуха, обоняния, осязания, равновесия);
- стимуляции познавательной активности и полезной игровой деятельности;
- улучшения двигательных навыков;
- создания благоприятного эмоционального фона;
- искоренения страхов.
Сенсорная интеграция и адаптивная физкультура | ||
Услуги входящие в методику | Время | Цена |
Сенсорно-интегративное занятие (один специалист) | до 50 мин | 1800 руб. |
Сенсорно-интегративное занятие (один специалист) | до 50 мин. | 1400 руб. |
Минимальный блок от 8 занятий в месяц *** | ||
Сенсорно-интегративное занятие (два специалиста) | до 50 мин | 2200 руб. |
Сенсорно-интегративное занятие (два специалиста) | до 50 мин | 1900 руб. |
Функциональная тренировка | 30 мин | 900 руб. |
Комплексное обследование сенсомоторного развития ребенка | до 90 мин | 3000 руб. |
Минимальный блок от 8 занятий в месяц *** |
Наши преимущества
в комплексном лечении детей
уже после 1 курса
с различными отклонениями