8 (343) 239-46-49
Центр реабилитации и социальной адаптации детей
пн-вс 08:00 - 19:00
Автор статьи
Маковейчик Анна Анатольевна
Маковейчик Анна Анатольевна
дефектолог/логопед,
специалист по сенсомоторному развитию
сертифицированный Томатис-терапевт
сертифицированный практик по коррекционной программе «IM» (Интерактивный Метроном).

Сенсорная интеграция - это способность человека использовать собственные ощущения для формирования правильного поведения, двигательной активности и успешного обучения. В ходе этого бессознательного процесса головной мозг получает комплексную информацию от органов чувств и анализирует ее для применения в реальной жизни. Сенсорной интеграцией в нейропсихологии и дефектологии также называют коррекционные программы, нацеленные на развитие сенсомоторных функций у детей с нарушениями в чувственной сфере.

Кабинет сенсорной интеграции

При нарушениях чувственного анализа центральная нервная система неправильно анализирует поступающую извне информацию. Это ухудшает способность к обучению, препятствует формированию связной речи, вызывает проблемы с координацией движений, не позволяет адекватно реагировать на внешние раздражители и формировать адекватные эмоции.

Нарушение сенсорной интеграции у детей
может иметь различные проявления:

  • неловкость в движениях
  • потеря чувства равновесия
  • боязнь резких звуков
  • неумение играть с игрушками
  • отказ от творчества (лепки, рисования, конструирования)
  • повышенная чувствительность к пище
  • непереносимость резких запахов
  • растерянность в общественных местах

Дисфункции в работе сенсорных систем зачастую носят комплексный характер. Одновременно могут наблюдаться проблемы с обонянием, осязанием, зрением, слухом, работой вестибулярного аппарата.

Обучающий кабинет обустроен так, чтобы малыш получал разнообразные стимулы для всех органов чувств и учился правильно их интерпретировать. При организации уникального “чувственного” пространства используется широкий спектр предметов, которые могут послужить внешними стимулами:

  • яркие предметы;
  • веревочные лестницы;
  • декоративные светильники;
  • тактильные панели;
  • игрушки-антистресс;
  • утяжеленные пледы;
  • скалодромы;
  • мячи разных размеров;
  • пузырчатая пленка;
  • батуты и тоннели;
  • звуки и музыка;
  • лотки с песком;
  • дорожки для ходьбы и пр.

Оборудование комнаты сенсорной интеграции всегда гибкое и адаптивное. Это позволяет специалисту манипулировать с пространством и использовать отдельные объекты в индивидуальных программах. К примеру, если малыш испытывает трудности с осязанием, специалист включает в программы игры с разными на ощупь предметами.

Сенсорная интеграция фото 1 Сенсорная интеграция фото 2

Специалисты заботятся о том, чтобы обучающее пространство было не только познавательным, но и безопасным для детей. Исключены острые углы в мебели, опасные ступени, предметы, которыми можно пораниться.

Программа занятий

Задачи любой программы по сенсорной интеграции заключаются в том, чтобы помочь ребенку правильно воспринимать внешние раздражители, адекватно реагировать на них, обеспечивая полноценную связь с внешней средой. Занятия по сенсорной интеграции проводятся в игровой форме.

Как работают обучающие программы

С раннего возраста дети познают окружающий мир через органы чувств. Ежедневно они воспринимают тысячи разнообразных сигналов, которые должны складываться в целостную картину мира и помогать в целенаправленной деятельности. От способности нервной системы успешно интегрировать все поступающие стимулы напрямую зависит успешность любой деятельности.

Малышам с нарушенным восприятием нелегко освоиться в окружающем мире. Они не понимают, как использовать такой массив информации, для чего нужен каждый из стимулов, насколько он опасен и как на него реагировать. Дети с подобными расстройствами имеют моноканальный характер восприятия. Из множества сигналов они выделяют эмоционально значимые для себя раздражители, а все остальные воспринимают как раздробленный хаос.

Задача специалиста по сенсорной интеграции - научить малыша связывать воедино разрозненную информацию для успешной адаптации к окружающей среде. Правильно подобранные упражнения способствуют созданию прочных связей между головным мозгом и ответной реакцией (движение, поведение, эмоциональный отклик). Каждая реакция подкрепляется повторным опытом, что позволяет зафиксировать адекватное поведение.

В программах используются упражнения, направленные на все виды восприятия:

  • тактильное;
  • зрительное;
  • слуховое;
  • вестибулярное;
  • проприоцептивное (связано с глубоким мышечно-суставным чувством).

Сенсорная интеграция фото 3 2.jpg

Но в первую очередь прорабатываются те сферы, которые даются малышу сложнее остальных. При этом тренер никогда не применяет тактику принуждения, а увлекает ребенка, побуждая его совершать действия, которые принесут ему пользу.

Сенсорная интеграция фото 4 4.jpg

Нарушение сенсорной интеграции у детей

О проблемах с обработкой сенсорной информации у ребенка можно судить по ряду симптомов:

  • повышенная или пониженная чувствительность к внешним стимулам (звуки, запахи, прикосновения, движения);
  • эмоциональная холодность;
  • расстройства сна;
  • задержка речевого развития;
  • нарушения координации движений;
  • слишком высокий или низкий уровень физической активности;
  • трудности с переключением между видами деятельности;
  • своеобразные игры;
  • трудности в обучении и овладении навыками;
  • снижение концентрации внимания;
  • дезориентация в пространстве;
  • неадекватная реакция на сильные раздражители (громкие звуки, яркий свет);
  • ритуалы в поведении.

Как правило, все уровни сенсорной интеграции должны быть развиты уже к начальной школе. Но родителям рекомендуется обращать внимание на тревожные признаки в раннем возрасте. Чем раньше удастся диагностировать нарушение, тем успешнее будет  коррекция. Кроме того, ранняя диагностика поможет предупредить сопутствующие нарушения – проблемы эмоционального плана, социального взаимодействия, самоконтроля.

Сенсорная интеграция при аутизме

Нарушения аутического спектра характеризуются асинхронным развитием психики, что негативно сказывается на сенсорном восприятии и провоцирует отрыв от реальности. Специально подобранные упражнения стимулируют и координируют работу органов чувств. Реабилитационный план для аутичного ребенка разрабатывается индивидуально. Он учитывает уровень развития сенсомоторных функций, особенности эмоциональной сферы и чувственного восприятия.

Занятия проводятся в игровой форме в условиях специально организованного кабинета. Вместе с педагогом малыш выполняет определенные упражнения, а положительная реакция на них закрепляется путем повторений. Приобретенные в сенсорной комнате навыки переносятся в окружающую реальность и способствуют успешной адаптации ребенка в окружающей среде. Каждое занятие длится около 50 минут.

Результаты занятий

Улучшается концентрация внимания, повышается способность к обучению, развивается мелкая моторика. С каждым новым занятием, которое побуждает головной мозг правильно реагировать на внешние раздражители, изменения становятся более заметными.

Какого эффекта ожидать от регулярных занятий по сенсорной интеграции:

  • уменьшения мышечного и эмоционального напряжения;
  • налаживания эффективного контакта между ребенком и родителями;
  • нормализации сна;
  • развития ослабленных функций восприятия (зрения, слуха, обоняния, осязания, равновесия);
  • стимуляции познавательной активности и полезной игровой деятельности;
  • улучшения двигательных навыков;
  • создания благоприятного эмоционального фона;
  • искоренения страхов.
Сенсорная интеграция и адаптивная физкультура    
Услуги входящие в методику

Время

Цена

Сенсорно-интегративное занятие (один специалист)

до 50 мин

1800 руб.

Сенсорно-интегративное занятие (один специалист)

до 50 мин.

1400 руб.

Минимальный блок от 8 занятий в месяц ***    
Сенсорно-интегративное занятие (два специалиста)

до 50 мин

2200 руб.

Сенсорно-интегративное занятие (два специалиста)

до 50 мин

1900 руб.

Функциональная тренировка

30 мин

900 руб.

Комплексное обследование сенсомоторного развития ребенка

до 90 мин

3000 руб.

Минимальный блок от 8 занятий в месяц ***  
Часто задаваемые вопросы
Можно ли заниматься стимуляцией сенсорных систем в домашних условиях?
Родители могут способствовать развитию определенных органов чувств. Например, обучать танцам, слушать звуки природы, рисовать красками при помощи пальцев и т. д. Но только под руководством специально обученного педагога удается оказывать направленное возд
Помогут ли занятия для детей с речевыми нарушениями?
Развивать речь помогают упражнения на мелкую моторику, тактильную стимуляцию, билатеральную координацию. При необходимости к коррекционной работе подключается логопед, который использует свои стимулирующие приемы.
Сенсорная стимуляция используется только при аутизме?
Методика эффективна в отношении детей с синдромом Дауна, ДЦП, задержкой психического развития, тяжелыми когнитивными и нейрофизиологическими отклонениями.

Наши преимущества

Нет изображения
Индивидуальный подход
в комплексном лечении детей
Нет изображения
Результаты лечения видны
уже после 1 курса
Нет изображения
Большой опыт работы с детьми
с различными отклонениями

"КЛЕВЕР"8 (343) 239-46-498 (904) 178-13-51
РоссияЕкатеринбургул. Подгорная, 10
admin@centr-klever.ru